bd4f0306

Лиотар Жан-Франсуа - Состояние Постмодерна



Жан-Франсуа Лиотар
Состояние постмодерна
Книга известного философа Жана-Франсуа Лиотара (р. 1924 г.) стала за годы,
прошедшие со времени ее первой публикации, классической. В ней освещаются
вопросы знания, его состояния и модели легитимации в постсовременную эпоху, а
также различные типы языковых игр и их прагматика, Автор исследует, каким
образом в наше время может легитимироваться социальная связь, что происходит с
идеей справедливого общества, может ли результативность и эффективность
системы быть целью познания и развития общества.
Для преподавателей философии, а также для студентов и аспирантов,
специализирующихся в области общественных наук. Представляет интерес для
специалистов - философов, социологов, филологов. искусствоведов и широкого
круга интеллектуалов.
 
содержание
9........... введение
I4.......... глава 1 поле: знание в информационных обществах
24.......... глава 2 проблема: легитимация
29.......... глава 3 метод: языковые игры
34.......... глава 4 характер социальной связи: альтернатива модерна
42.......... глава 5 характер социальной связи: перспектива постмодерна
51.......... глава 6 прагматика нарративного знания
б2.......... глава 7 прагматика научного знания
71.......... глава 8 нарративная функция и легитицимация знания
79.......... глава 9 рассказы, легитимирующие знание
92.......... глава 10 утрата легитимности
102......... глава 11 исследование и его легитимность через результативность
116......... глава 12 преподавание и его легитимация через результативность
130......... глава 13 постмодернистская наука как поиск нестабильности
144......... глава 14 легитимация через паралогию
введение
Предметом этого исследования является состояние знания в современных
наиболее развитых обществах. Мы решили назвать его "постмодерн". Это слово
появилось на свет на американском континенте из-под пера социологов и
критиков. Оно обозначает состояние культуры после трансформаций, которым
подверглись правила игры в науке, литературе и искусстве в конце XIX века.
Здесь мы будем рассматривать эти трансформации применительно к кризису
рассказов.
Наука с самого начала конфликтовала с рассказами (recits). По ее
собственным критериям за большинством из них скрывается вымысел. Но поскольку
наука не ограничивается лишь формулировкой инструментальных закономерностей, а
ищет истину, она должна легитимировать свои правила игры. А в силу того, что
она держит легитимирующий дискурс в отношении собственного статуса, то
называет его философией.
10 Ж.-Ф. Лиотар
Когда этот метадискурс прибегает эксплицитным образом к тому или иному
великому рассказу, как, например, диалектика Духа, герменевтика смысла,
эмансипация разумного субъекта или трудящегося, рост богатства и т. п., - то
науку, которая соотносится с ним, в целях самолегитимации решают назвать
"модерном". И таким образом, например, правило консенсуса между отправителем и
получателем ценностного высказывания об истине, считается приемлемым, если оно
вписывается в перспсктиву возможного единодушия рассудительных умов: это может
быть рассказ эпохи Просвещения, когда герой познания работает ради великой
этикополитической цели, всеобщего мира. Здесь можно видеть, как легитимируя
знание через мета рассказ, включающий философию истории, приходят к тому,
чтобы задаться вопросом о законности институций, ведающих социальной связью,
поскольку эти последние также нуждаются в легитимации. Справе/живость, таким
образом, оказывается соотносимой с ве